
"Если говорить об истории русского православия, то были две, несомненно, крупные попытки реформации и контрреформации. Это в первую очередь события, связанные с расколом. Это была удачная попытка реформаторства и модернизации церкви и, как ответ на нее – мощная реакция, связанная со старообрядчеством, которая привела к появлению своего рода русского протестантизма. Старообрядчество многими исследователями оценивается именно как православный аналог западного протестантизма. Началось это, однако, как призыв к более суровому и строгому соблюдению веры. Надо сказать, что первые протестанты и на Западе тоже были совсем не либералами. Знаменитая швейцарско-немецкая честность связана с тем, что протестанты ввели практику отрубания рук ворам, и очень быстро класс профессиональных преступников по естественным причинам сократился. То же самое с русским старообрядчеством: оно началось как суровый консервативный бунт, но к началу ХХ века старообрядцы стали очень похожи на все прочие радикальные протестантские группы. То есть люди за счет моральных стимулов, за счет высокой требовательности друг к другу сумели развить систему взаимопомощи, общин, связанного с этим определенного просвещения и были крайне успешны в экономической сфере"
Ровно 500 лет назад, 31 октября 1517 года, мало кому тогда известный монах по имени Мартин Лютер приколотил к дверям церкви в немецком городе Виттенберг текст своих 95 тезисов – фактически религиозный трактат, содержавший критику продажи индульгенций и других практик тогдашней католической церкви. Считается, что с этого события началась Реформация – одно из важнейших явлений в истории христианства, Германии и Европы.
В день 500-летия Реформации Радио Свобода вспоминает о старообрядцах - "русских протестантах" прошлого - и анализирует реформы, затеянные в РПЦ патриархом Кириллом.
Читайте на нашем сайте.
Journal information