
"Мы не должны обижать людей, особенно в это время. И те, кто сегодня по 200–500 человек выходят на улицы и начинают кричать, это ведь не те тунеядцы, которые действительно тунеядцы. Это в основном те люди, которые обижены, которым мы ни с того ни с сего послали эти извещения". Так президент Белоруссии Александр Лукашенко прокомментировал ситуацию вокруг его декрета №3 "О предупреждении социального иждивенчества", или, как его называли в народе, "закона о тунеядцах", который вызвал в стране в последние недели волну массовых протестов.
Декрет №3 ввел специальный налог (20 базовых величин) для тех, кто официально работает менее шести месяцев в году и не зарегистрирован в агентствах по трудоустройству. Срок уплаты налога за минувший год истек 20 февраля, но белорусы попросту его саботировали, несмотря на то что в качестве наказания за неуплату предусматривался не только штраф, но и административный арест на срок до 15 суток.
По данным белорусского налогового ведомства, из 470 тысяч граждан, получивших так называемые "письма счастья" – уведомления с требованием заплатить налог, это сделали лишь 54 тысячи человек. Тем не менее в сумме это не такие уж маленькие деньги – около 8,5 миллиона долларов в пересчете по нынешнему курсу.
Возмущение декретом №3 в Белоруссии было действительно всеобщим, а акции протеста – хоть и относительно небольшими по численности (в наиболее крупных из них принимали участие по 2–3 тысячи человек), но для этой страны – небывало массовыми за многие годы. Но власти не прибегали на сей раз к привычным репрессивным мерам против протестующих - наоборот, Лукашенко отложил вступление декрета в силу до следующего года и признал, что в него надо внести изменения. В стране заговорили о либерализации и даже о некой политической "белорусской весне".
Робкие ожидания перемен подогревались и поведением президента Лукашенко: достаточно жесткой конфронтацией с Кремлем по ряду экономических и политических вопросов и неожиданными примирительными жестами в адрес оппозиции. Так, президент провел долгую встречу с главным редактором оппозиционной газеты "Народная воля" Иосифом Середичем, в ходе которой даже немного поговорил по-белорусски, чего за Лукашенко давно не замечалось.
Насколько серьезно это оживление, надолго ли оно и какие последствия может иметь, в том числе и для отношений Минска и Москвы? Читайте на нашем сайте.
Journal information