Официальный блог Радио Свобода (svobodaradio) wrote,
Официальный блог Радио Свобода
svobodaradio

"Церковь разбили вдребезги"



"Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую! Эх, эх, без креста!"

Антицерковный пафос "Двенадцати" Александра Блока отражает одну из сторон революции 1917 года – восстания не только против традиционного монархического порядка (Февраль) и "эксплуататорского" порядка вообще (Октябрь), но и против прежних форм духовной жизни, ассоциировавшихся главным образом с православной церковью. Между тем 1917-й был и годом революционных изменений в самой церкви. Значительная часть ее иерархов и церковной общественности рассчитывала на то, что революция приведет к обновлению структур церкви, оживлению и демократизации церковной жизни.

При этом отказываться от привилегированного положения в обществе православная церковь не собиралась. В решениях Поместного собора 1917-18 годов, в частности, говорилось, что "Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское Государство". Участники собора настаивали на том, что по меньшей мере глава российского государства и министры просвещения и по делам религий должны быть православными. Очевидно, церковь в это время не допускала и мысли о том, что власть большевиков – это всерьез и надолго.

"Священники, избиравшиеся в качестве депутатов Государственных дум царского времени, примыкали в значительной степени к правым, черносотенным фракциям, составляя там до 30% членов. Можно говорить о том, что церковь поддерживала антисемитские акции, включая погромы, в том смысле, что всегда там находился какой-то священник, иногда в маленьких чинах, иногда епископ. Кстати, все руководители Русской православной церкви советского уже времени отметились в молодости в качестве руководителей черносотенных организаций. Будущий патриарх Алексий I (Симанский) возглавлял Союз русского народа в Туле, например. Будущий патриарх Сергий (Страгородский) освящал знамена Союза русского народа. В значительной степени церковь в том виде, как она была воссоздана при Сталине в 1944-47 годах, когда шло формирование нового кадрового костяка, состояла из тех самых дореволюционных антисемитов"

О том, как отразилась революция на судьбах православной церкви в России и какое влияние оказывают те события на сегодняшнюю церковную жизнь, Радио Свобода рассказал историк-религиовед, ассоциированный профессор Центра славянско-евразийских исследований университета Хоккайдо (Япония) Николай Митрохин.

Читайте на нашем сайте.

promo svobodaradio september 6, 17:35 1
Buy for 100 tokens
Теперь вы можете читать, смотреть или слушать материалы Радио Свобода, подписавшись на наш канал в Telegram - https://telegram.me/radiosvoboda
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment